Пятница, 26.04.2024, 13:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Тогусская гуманитарно-эстетическая гимназия

Декоративная лепка из глины

 

            В гимназии со II класса по  IX класс учащиеся занимаются в студии «Керамика». Направление работы студии – декоративная лепка из глины.

            Студия работает по специальной программе, доступной для учащихся сельской школы. Она рассчитана на знакомство с творчеством народных мастеров, понимание значения декоративно – прикладного искусства в жизни людей, ознакомление с видами керамики, способами и приемами ручной лепки из глины и декорирования керамических изделий.       

Глина – самый распространенный в нашей стране материал. Его долговечность, удобство и простота в работе такова, что нам не требуется специальных инструментов, кроме рук.

При желании можно организовать такие занятия в каждой сельской школе. Основываясь на своем опыте, хочу дать практические рекомендации по проведению таких занятий начинающим руководителям студии.

Добыть глину не представляет больших трудностей в нашей сельской местности. Она залегает, обычно, по берегам рек, ручьев, при дорогах, в канавах. Найденную глину нужно проверить, насколько она пригодна для лепки. Проверить ее пластичность можно следующим образом: из глиняного теста скатать колбаску и согнуть ее в кольцо; если на поверхности кольца не образуются трещины, то глина эластична и пригодна для лепки. Принесенную глину нужно обработать, очистить ее от трав, корней, сучков. Большие комки дробят молотком и ссыпают в ящики или ведра для хранения. Перед лепкой в глину добавляют немного воды и замешивают до состояния густого теста. Хорошо перемешиваем до состояния эластичности, если глина не прилипает к пальцам – значит, пора лепить модель. На одно занятие достаточно ¼ ведра глины.

            Существует три основных способа придания формы изделиям из глины: при помощи гончарного круга, литейной формы из гипса и с помощью рук.

    Из этих способов нам доступна ручная лепка.                      

 

Методические советы по проведению занятия.

 

            На каждом занятии перед практической работой проводится небольшая вступительная беседа с организацией восприятия образцов. Основная его задача – разъяснение задания. Она не должна быть продолжительной. Не следует перегружать беседу с не имеющими прямого отношения к заданию сведениями, как бы они ни были интересными, занимательны, поучительны сами по себе.

            Например, при лепке куклы в беседе нужно основательно разобрать строение игрушки, её пропорции, охарактеризовать общую форму, выделить одну – две характерные детали. Этого вполне достаточно. Здесь неуместен рассказ о том, как делают кукол на фабрике, об игровом уголке. Все это отвлекает от выполняемого задания. Но, анализируются в качестве образцов произведения прикладного искусства, некоторые сведения о них самих и отдельные историко-художественные справки обязательно. Эти сведения можно  рассказать руководителю. Например, о народном творчестве, об их особенностях. Заканчивается беседа сообщением о приемах лепки. После вступительной беседы учащиеся переходят к практической работе. Продолжительность занятий может быть различной в зависимости от того, сколько времени потребуется на изготовление модели. Дело  в том, что лепку из глины нельзя прерывать до окончательного выполнения изделия, так как материал сохнет и становится непластичным.

Большое значение имеет атмосфера занятий. Во время занятия допускаются негромкие разговоры, шутки, более свободное общение между собой, можно разрешать учащимся во время занятия передвигаться в помещении. Рабочая обстановка должна быть дружелюбной, мажорной.

            На кружках лепки с натуры руководство более общее, поэтому легче обучать приемам лепки. Если все учащиеся правильно начали работу, то можно оказывать индивидуальную помощь.

            При работе по представлению, когда каждый учащийся лепит изделие по собственному замыслу, больше необходима индивидуальная помощь. Дети, приступая к творческой работе, могут иметь общее представление о том, что должно получиться. Они будут творить уже в процессе работы головой и руками. Получится какая – то интересная деталь – она и повлечет за собой новые находки. Руководитель должен поддержать это начало, подталкивая  к поиску новых  решений.      

Всю практическую работу я осуществляю по таким этапам:

  • Составляем эскиз
  • Очищаем глину от загрязнений, от корней, комков
  • Перед лепкой добавляем немного воды, замешиваем до состояния густого теста. Хорошо перемешиваем до эластичности.
  • Делаем модель.
  • Сушим изделия при комнатной температуре.
  • Обжигаем в печи.
  • Роспись.
  • Лакируем изделия.

 

Краткое содержание занятия.

 

Тема: Лепка с натуры плюшевого мишки, (начальные классы)

Задачи: закрепление умений передачи формы и строение предмета, приемы восприятия, обучение приемам наблюдения натуры, привитие навыков труда.

Программное содержание: лепить с натуры, рассматривая игрушки со всех сторон. Лепить пластическим способом, передать выразительные особенности модели.

Методические приемы: из одного куска вылепить туловище, голову, лапы. Показать этот способ, подчеркивая красоту пластики при переходе одной части в другую.

Оборудования: плюшевый мишка, глина, стеки, таблица  практической работы, таблица с изображением этапов работы, вода в банке.

План занятия:

1. Ознакомление с предстоящей работой.

2. Беседа с организацией восприятия натуры. Анализ модели.

3. Практическая работа.

4. Подведение итогов работы.

5. Домашнее задание.

6. Уборка класса.

 

Дети очень радуются, гордятся своим творческим трудом. Радость учащихся в процессе трудового воспитания связана с началом работы и с её положительным итогом.

      Радость, связанная с началом работы определяется умелой подготовкой: постановкой цели, мотивировка, благоприятные условия, помещение, атмосфера, материал.

      Радость по результатам работы зависит от качества выполненной работы, умелого подведения итогов, коллективного обсуждения, достижения работ и объективных поощрений. Поделки учащихся используются для подарков и призов на школьных, улусных мероприятиях. Многие работы отмечены грамотами, дипломами на зональных, улусных, республиканских выставках.

      Учащиеся с удовольствием занимаются в студии. Если творческая работа успешно продвигается, приносит удовольствие, то у ребенка возникает интерес к занятию, и желание вновь  и вновь испытать вдохновенное чувство радости. С этого и начинается стремление преодолевать трудности, доводить дело до конца, формирование волевых качеств, интерес к видам искусства.

В связи с появлением интереса и творческих способностей, учащиеся поступают  в ССУЗЫ и ВВУЗЫ с художественным уклоном:

Боронов Алгыс - студент ЯГИТИ, специальность – архитектор – дизайнер.

Боронова Айыына – окончила колледж технологии и дизайна, работает художником оформителем

Соловьева Ася – окончила Намский педагогический колледж технологии, работает учителем черчения

Сивцев Эдик – студент ВПК, специальность – педагог дополнительного образования.

Антонина Семеновна Григорьева,

руководитель студии «Керамика»,

                                                                                                                                                                                                          мастер-педагог
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Мини-чат

Copyright MyCorp © 2024